Как прикрепиться к поликлинике
Прикрепить к поликлинике себя или несовершеннолетнего ребенка можно посредством портала «Госуслуги» или в регистратуре поликлиники. Для подачи заявления на портале «Госуслуги» понадобится подтвержденная учетная запись. Уведомление о прикреплении придет в течение 6 рабочих дней в личный кабинет.
В случае личного обращения в регистратуру поликлиники необходимо иметь при себе следующие документы:
• паспорт РФ либо иной документ, удостоверяющий личность;
• полис обязательного медицинского страхования;
• СНИЛС - при наличии.
Если к поликлинике прикрепляется ребенок, то потребуется паспорт родителя, свидетельство о рождении или паспорт ребенка, полис ОМС ребенка и его СНИЛС. Прикрепление займет до 6 рабочих дней – подробную информацию сообщат сотрудники медицинского учреждения.
По результатам рассмотрения заявления граждан также может быть отказано в прикреплении к поликлинике в следующих случаях:
- превышена численность прикрепленных пациентов. В прикреплении не по месту регистрации могут отказать, если все участковые терапевты в выбранной поликлинике перегружены;
- регион прикрепления по полису ОМС отличается от региона проживания. В данном случае нужна изменить регион страхования или страховую организацию;
- прошло меньше года со дня последнего прикрепления. Сменить поликлинику по желанию можно один раз в год.
В случае несогласия с принятым решением необходимо обратится в страховую организацию, оформлявшую полис ОМС, которая проверит правомерность отказа и разъяснит дальнейший порядок действий.
Предусмотрено создание реестра должников по алиментам
Федеральным законом от 29.05.2024 № 114-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», согласно которым предусмотрено создание реестра должников по алиментам. Закреплено, что сведения о должниках по алиментным обязательствам, привлеченных к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо нетрудоспособных родителей или объявленных судебным приставом-исполнителем в розыск, содержащиеся в банке данных в исполнительном производстве, включаются в реестр должников по алиментным обязательствам, являющийся составной частью банка данных в исполнительном производстве.
Должник по алиментным обязательствам в течение суток с момента включения сведений о нем в реестр должников и исключения таких сведений из указанного реестра извещается об этом.
Дата принятия судебного акта о привлечении должника к административной или уголовной ответственности за неуплату средств на содержание несовершеннолетних детей или нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, либо нетрудоспособных родителей отнесена к общедоступным сведениям, содержащимся в банке данных. Такие сведения вносятся в реестр должников по алиментным обязательствам в течение 5 дней с момента их поступления в Федеральную службу судебных приставов .
Сведения по исполнительным производствам, должники по которым включены в реестр должников по алиментным обязательствам, являются общедоступными до исключения таких сведений о должнике из указанного реестра в связи с полным погашением задолженности или по другим основаниям, установленным в соответствии с порядком создания и ведения банка данных.
В целях получения актуальной информации о трудоустройстве должника Федеральная служба судебных приставов может запрашивать в автоматическом режиме соответствующую информацию у органов государственной власти, иных органов, государственных внебюджетных фондов, организаций с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.
Изменения вступили в силу с 25.05.2025
Ограничение выезда за пределы Российской Федерации
В соответствии со ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия в виде установления временных ограничений на выезд должника из Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 67 указанного Федерального закона такая мера применяется при неисполнении должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе. Постановление о временном ограничении выезда судебный пристав-исполнитель вправе вынести по заявлению взыскателя или собственной инициативе.
Основанием для вынесения постановления о временном ограничении должника на выезд из Российской Федерации является неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в исполнительных документах следующих требований:
- о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, если сумма задолженности по такому исполнительному документу превышает 10 тыс. рублей;
- требований неимущественного характера;
- иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 тыс. рублей и более.
Право на вынесение постановления о временном ограничении должника на выезд из Российской Федерации по иным требованиям, сумма задолженности по которым превышает 10 тыс. рублей, возникает у судебного пристава по истечении двух месяцев со дня окончания срока для добровольного исполнения должником требований исполнительного документа.
Если исполнительный документ не является судебным актом или выдан не на основании судебного акта, то судебный пристав-исполнитель или взыскатель, участвующий в соответствующем исполнительном производстве, вправе обратиться в суд с заявлением об установлении для должника временного ограничения на выезд из Российской Федерации. На основании вступившего в законную силу судебного акта, устанавливающего для должника временное ограничение на выезд из Российской Федерации, судебный пристав-исполнитель не позднее дня, следующего за днем получения соответствующего судебного акта, выносит постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации.
При предъявлении исполнительного документа в службу судебных приставов в заявлении взыскателя может содержаться ходатайство об установлении для должника ограничения права выезда за пределы РФ, если исполнительный документ выдан на основании судебного акта или является судебным актом.
Копии вынесенного судебным приставом-исполнителем постановления о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации направляются должнику, в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы.
Таким образом, гражданам, выезжающим за пределы РФ, необходимо заблаговременно оплачивать имеющиеся задолженности и принимать во внимание временные рамки процедуры прохождения снятия запрета на выезд.
Привлечение к труду несовершеннолетних в выходные и нерабочие праздничные дни в период летних каникул
Статьей 268 Трудового кодекса РФ установлен запрет на направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до 18 лет.
Вместе с тем Федеральным законом от 07.04.2025 № 63-ФЗ в указанную статью внесены изменения, устанавливающие возможность привлечения к работе лиц в возрасте от 14 до 18 лет в выходные и нерабочие праздничные дни в период летних каникул.
Так, работодатель имеет право привлекать работника в возрасте от 14 до 18 лет к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, выполняемой в период летних каникул по направлению органов службы занятости населения или в составе студенческих отрядов, включенных в федеральный или региональный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, в следующих случаях:
1. в случае, если работник достиг возраста 15 лет, с письменного согласия работника;
2. в случае, если работник не достиг возраста 15 лет, с письменного согласия работника и одного из его родителей (попечителя);
3. в отношении несовершеннолетнего лица, указанного в ч. 4 ст. 63 Трудового кодекса РФ, с письменного согласия работника и органа опеки и попечительства или иного законного представителя несовершеннолетнего лица.
Указанные изменения вступают в силу с 1 сентября 2025 года.
Родители детей-инвалидов имеют право на досрочный выход на пенсию
Родители, чьи дети имеют инвалидность, могут досрочно выйти на пенсию. Такое право появляется при условии воспитания ребенка с инвалидностью до 8-летнего возраста.
Этим правом наделяются как женщины, так и мужчины. Чтобы воспользоваться льготой отец ребенка (законный представитель) должен иметь стаж не менее 20 лет, мать (законный представитель) - 15 лет, и индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) не менее 30.
Досрочно выйти на страховую пенсию может один из родителей. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы, иной деятельности засчитывается период ухода за ребенком с инвалидностью одному из родителей. За один календарный год будет установлено 1,8 индивидуального пенсионного коэффициента.
Обратиться с заявлением можно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования РФ:
• лично;
• посредством направления заявления по почте;
• через личный кабинет на сайте Фонда пенсионного и социального страхования РФ;
• через подачу заявления посредством услуг доверенного лица (при наличии доверенности, заверенной нотариусом).
Определены минимальные требования к отделке помещений в новостройках
В соответствии с требованиями части 4.7 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 19.02.2025 № 91/пр на ближайшие 6 лет утверждены минимальные требования к результату производства отделочных работ на объекте долевого строительства и входящих в состав такого объекта долевого строительства элементов отделки.
В приказе определены допустимые размеры отклонений для стен в помещениях с разной высотой (оштукатуренных, отделанных керамической или керамограиитной плиткой), для оштукатуренных поверхностей откосов разной длины; для поверхностей напольных покрытий (паркета, линолеума, керамогранита и др.); для оштукатуренного, подвесного, натяжного потолка.
Зафиксировано, что на стенах с обоями не допускается их нахлест на внешних углах, а на стенах, облицованных керамической или керамогранитной плиткой, - пропуски и выпадения заделки межплиточных швов.
Максимально допустимый размер зазоров между плинтусом и покрытиями пола, стен - 4 мм. Зазоры между смежными элементами напольного покрытия нельзя делать больше: - 0,5 мм - для паркетной или инженерной доски; - 0,2 мм для штучного паркета. Полотно натяжного потолка не может провисать более 10 мм на каждый 1 м по диагонали потолка.
Требования, предъявляемые к результату производства отделочных работ на объекте долевого строительства и входящих в состав такого объекта долевого строительства элементов отделки в стандарте застройщика, являющемся условием договора участия в долевом строительстве, не могут быть ниже установленных вышеназванным приказом Минстроя России.
Уголовная ответственность за коррупционные нарушения
Для эффективного и успешного развития общества, обеспечения безопасности и благосостояния государства и проживающих в нем граждан важную роль играет борьба с преступностью, в том числе с правонарушениями коррупционной направленности. Особое значение в противодействии коррупции отведено мерам по профилактике, среди которых важную роль играет формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Одним из важных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации является неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений. Важно отметить, что орудием в руках системы правоохранительных и надзорных органов, органов судебной власти в борьбе с коррупционными преступлениями является Уголовный кодекс РФ. Так, за получение взятки статьей 290 Уголовного кодекса РФ предусмотрено суровое наказание - штраф до 5 миллионов рублей, лишение свободы до 15 лет.
Наказание также предусмотрено и за дачу взятки. Статья 291 Уголовного кодекса РФ предусматривает в качестве максимального наказания штраф в размере до 4 миллионов рублей, а также лишение свободы -до 15 лет. Возможно лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 10 лет.
Следует знать! Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию, расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело о дачу взятки.
С 03.02.2025 в Закон об ОСАГО внесены изменения, согласно которым оформление извещения о ДТП в электронном виде возможно оформить через сайт страховой компании.
Федеральным законом от 03.02.2025 № 7-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11.1 и 17 Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установлено, что извещение о ДТП в электронном виде может быть составлено по форме, установленной Банком России, с использованием Единого портала госуслуг, официального сайта или мобильного приложения страховщика (при наличии), либо с использованием информационных систем профессионального объединения страховщиков.
Доступ к официальному сайту страховщика в сети «Интернет» (мобильному приложению) и к информационным системам профессионального объединения страховщиков для совершения указанных действий может осуществляться в том числе с использованием ФГИС «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Увеличен размер стандартного налогового вычета
Положениями статьи 218 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи получения гражданами стандартных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ). Указанный вычет распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок.
Так, размер стандартного налогового вычета на первого ребенка остался прежним и составил 1 400 руб. в месяц, однако с 01.01.2025 размер вычета на второго ребенка увеличен до 2 800 руб., на каждого последующего – до 6 000 руб.
Стандартный налоговый вычет гражданину обязан начислять работодатель до того месяца, пока его общий доход с начала года не превысит 450 тыс. руб.
В случае отсутствия у работодателя сведений о наличии у гражданина на иждивении ребенка такие данные необходимо предоставить, подавать при этом отдельное заявление в силу абз. 13 п. 4 ч. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ гражданину не требуется.
Обжалование решений налоговых органов
Порядок обжалования решений налогового органа регламентирован Налоговым кодексом Российской Федерации, согласно ст. 137 которого каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Статьей 138 НК РФ определено, что такие акты, действия или бездействие могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд, при этом акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц налогового органа в судебном порядке могут быть обжалованы только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.
В силу ч. 5 ст. 4 АПК РФ для экономических споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, соблюдение досудебного порядка урегулирования спора перед обращением в арбитражный суд является обязательным, в частности по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) налоговых органов и их должностных лиц, принятых ими при реализации полномочий, установленных законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 9 Закона Российской Федерации от 21.03.I991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», п. 3 ст. 31 НК РФ вышестоящим налоговым органам предоставлено право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае их несоответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, законодательству о налогах и сборах.
Участники специальной военной операции освобождены от взыскания исполнительского сбора
С 1 декабря 2024 года вступили в силу внесенные в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» изменения относительно прав участников специальной военной операции.
Так, внесенными изменениями закреплено, что исполнительский сбор теперь не взыскивается в случаях, когда исполнительное производство возбуждено по исполнительным документам в отношении должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, если данное лицо: участвует в боевых действиях в составе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в проведении контртеррористической операции; призван на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации; принимает участие в специальной военной операции; является военнослужащим органов ФСБ, непосредственно выполняющим задачи по обеспечению безопасности на участках, примыкающих к районам проведения специальной военной операции; является военнослужащим или лицом, имеющим специальное звание полиции, проходящим военную службу (службу) в войсках Росгвардии, сотрудником органов внутренних дел, выполняющим задачи по оказанию содействия органам ФСБ на участках, примыкающих к районам проведения специальной военной операции.
Ранее вынесенные и неисполненные постановления о взыскании исполнительского сбора отменяются судебным приставом-исполнителем в указанных случаях.
Установлена уголовная ответственность за несообщение о преступлениях диверсионной направленности
Федеральным законом от 21.04.2025 № 102-ФЗ «О внесении изменения в статью 205.6 Уголовного кодекса Российской Федерации» с 02.05.2025 в Уголовный кодекс Российской Федерации введена ответственность за несообщение о преступлениях диверсионной направленности.
В частности, статья 205.6 УК РФ, предусматривающая ответственность за несообщение о преступлениях, дополнена указанием на статьи 281, 281.1, 281.2, 281.3 УК РФ.
Таким образом, уголовно наказуемым теперь является несообщение в уполномоченные органы о том, что лицо готовит, совершает или совершило такие преступления как:
- диверсия;
- содействие диверсионной деятельности;
- прохождение обучения в целях осуществления диверсионной деятельности;
- организация диверсионного сообщества и участие в нем.
Указанные изменения вступили в силу 02.05.2025.
Ужесточение требований к отчету об управлении многоквартирным домом
Федеральным законом от 07.06.2025 № 125-ФЗ предусмотрена обязанность управляющей компании, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива представлять собственникам помещений отчет за предыдущий год в I квартале текущего года по форме Минстроя. Он же перечислит сведения для обязательного раскрытия.
Отчитываться по новым правилам необходимо с I квартала 2026 года.
Сейчас в договоре управления можно установить, в частности, иной порядок публикации отчета. Его составляют в свободной форме.
Установлена ответственность за несоблюдение запретов в области производства или оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и (или) сырья для их производства
Федеральным законом от 07.06.2025 №148-ФЗ внесены изменения в статьи 14.67 и 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установлена ответственность для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за несоблюдение запретов в области производства или оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и (или) сырья для их производства.
Для индивидуальных предпринимателей размер административного штрафа составит от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, а для юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей. В обоих случаях предусмотрена конфискация изделий, продукции, оборудования, сырья, полуфабрикатов или иных предметов, использованных для производства и оборота табачных изделий, табачной продукции, никотинсодержащей продукции и (или) сырья для их производства.
Рассматривать дела об указанных административных правонарушениях будут судьи арбитражных судов.
За продажу несовершеннолетнему безалкогольного тонизирующего напитка (в том числе энергетического) установлены штрафы до 500 тысяч рублей
Федеральным законом от 07.06.2025 №149-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установлены штрафы до 500 тысяч рублей за продажу несовершеннолетнему безалкогольного тонизирующего напитка (в том числе энергетического).
Правонарушение повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Предусмотрено, что дела об указанных правонарушениях рассматривают органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие региональный государственный контроль (надзор) в области продажи безалкогольных тонизирующих напитков (в том числе энергетических).
Работодатель наделен правом снижать размеры премий работникам с дисциплинарными взысканиями
Федеральным законом от 07.06.2025 №144-ФЗ внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, позволяющие работодателям снижать размеры премий работникам с дисциплинарными взысканиями.
Статья 135 ТК РФ дополнена положением, предусматривающим, что при установлении систем премирования коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, будут определяться виды премий, их размеры, сроки, основания, а также условия их выплаты работникам, в том числе с учетом качества, эффективности и продолжительности работы, наличия или отсутствия дисциплинарного взыскания и др.
При этом в локальном нормативном акте, устанавливающем систему премирования, работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации вправе предусмотреть условие о том, что снижение размера премии работнику в связи с применением к нему дисциплинарного взыскания осуществляется в отношении только тех входящих в состав его заработной платы премий, которые начисляются за период, в котором к работнику было применено соответствующее дисциплинарное взыскание. Размер такого снижения премии не может приводить к уменьшению размера месячной заработной платы более чем на 20 процентов.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2025 года.
Изменен вид уголовного преследования в отношении клеветы
Федеральным законом от 07.06.2025 №146-ФЗ внесены изменения в статью 20 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Изменен вид уголовного преследования в отношении клеветы.
Уголовные дела о клевете без отягчающих обстоятельств переведены в категорию уголовных дел частно-публичного обвинения, которые возбуждаются по заявлению потерпевшего или его законного представителя, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат.
Что делать, если на машину упало дерево?
Если Ваш автомобиль застрахован от наступления такого страхового случая, Вы вправе получить страховое возмещение от страховой компании, которая приобретает право регрессного требования к виновному лицу.
Однако если автомобиль не застрахован, Вы вправе самостоятельно обратиться в суд к виновнику с требованием о возмещении денежных средств, потраченных на ремонт или необходимых для ремонта согласно экспертной оценке.
К примеру, если дерево упало на автомобиль рядом с домом, ответственность за содержание которого распространяется на управляющую компанию, такая компания будет также нести ответственность и за причинение соответствующего вреда автомобилю (в силу Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491).
Если упавшее дерево, располагалось на земельном участке, собственность на которое не разграничена, либо на участке, находящемся в муниципальной собственности, не относящемся к многоквартирному жилому дому, виновником будет выступать орган местного самоуправления на основании статей 14, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В случае, если Вы по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не можете самостоятельно обратиться в суд, иск в Ваших интересах может подать прокурор. Соответствующее заявление Вы можете подать в прокуратуру по месту нахождения виновника.
Противодействие коррупции на предприятиях
В соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 ФЗ «О противодействии коррупции» организации должны принимать меры по предупреждению коррупции.
Данные меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать в себя определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений и иных связанных с ними:
сотрудничество организации с правоохранительными органами;
разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;
предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В рамках указанных требований закона в организациях разрабатываются и утверждаются антикоррупционные документы, в том числе:
Положение о комиссии по противодействию коррупции; Кодекс этики и служебного поведения работников;
Положение по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в организации;
План мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение и выявление коррупции.
Специальные обязанности в связи с предупреждением и противодействием коррупции могут устанавливаться для: определенной категории лиц, работающих в организации; лиц, ответственных за реализацию антикоррупционной политики, работниками, чья деятельность связана с коррупционными рисками; лиц, осуществляющих внутренний контроль и аудит.
При условии закрепления обязанностей работника в связи с предупреждением и противодействием коррупции в трудовом договоре работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания, включая увольнение, при наличии оснований, предусмотренных ТК РФ, за совершение неправомерных действий, повлекших неисполнение возложенных на него трудовых обязанностей.
Виды мошенничества с использованием информационно-коммуникационных технологий
В современном обществе одним из самых распространенных видов преступлений является мошенничество, то есть хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием, в том числе совершенное дистанционным способом с использованием информационно-коммуникационных технологий. Данный вид мошенничества совершается как правило без физического контакта с потерпевшим.
Способы совершения хищения с использованием информационно-коммуникационных технологий постоянно совершенствуются, что создает определенные сложности для правоохранительных органов в раскрытии преступлений указанной категории.
Одним из самых распространенных видов хищения является телефонное мошенничество. Как правило, от имени сотрудников банков России, мошенники сообщают потерпевшему о несанкционированных списаниях денежных средств с банковских карт или сообщают о необходимой блокировки банковской карты. Далее, мошенники, войдя в доверие, просят предоставить определенные данные карты владельца или сообщить смс-код, поступивший на его телефон. В результате чего, как правило, происходит списание денежных средств с банковского счета.
Нужно помнить, что сотрудники банка при общении с клиентом банка никогда не просят сообщить ему реквизиты банковской карты.
Зачастую мошенники могут представиться сотрудниками полиции и сообщают о том, что близкие родственники задержаны за совершение преступления либо стали виновниками дорожно-транспортного происшествия, в результате которого погибли люди. Для того, чтобы родственник избежал наказания мошенник предлагает заплатить определенную сумму денег. В последнее время участились случаи, когда за денежными средствами приезжают курьеры, либо мошенники просят перевести денежные средства через платежный терминал.
Также, довольно распространенным способом мошенничества на сегодняшний день является мошенничество в социальных сетях. В данном случае мошенники, с помощью взлома персональной страницы в социальных сетях, обращаются от лица потерпевшего с просьбой о помощи, а именно о переводе денежных средств на банковский счет, либо просят реквизиты карт, чтобы перевести деньги.
Мошенничество через «Интернет-магазин» - еще один способ обмана. Преступники берут с будущей жертвы предоплату или полную сумму за определенный товар, но не исполняют своих обязательств. Благодаря фальшивых интернет-сайтов, мошенники собирают реквизиты банковских карт потерпевших и далее используют для операций по обналичиванию денежных средств.
Будьте внимательны и осторожны при общении с посторонними лицами.
Борьба с дропперами: блокировка карт и лимит на переводы
С 15 мая начал действовать новый закон, который ограничит возможности дропперов – участников преступных схем. По закону заблокировать карту и доступ к онлайн-банку могут, если человек попал в базу данных Банка России о мошеннических операциях.
Если кредитная организация этого не сделала, то с 15 мая банк может ввести лимит на переводы для таких клиентов – не более 100 тысяч рублей в месяц. База данных Банка России формируется на основе сведений из банков обо всех случаях и попытках мошенничества – операциях, по которым заявили клиенты о своём несогласии. Доступ к указанной базе данных есть у всех кредитных организаций и у правоохранительных органов.
ВАЖНО! Если сведения о незаконных действиях человека поступили в базу из органов внутренних дел, в этом случае банк обязан заблокировать карты и доступ к онлайн-банку.
Почему лимит 100 тысяч рублей? При таком ограничении можно совершать жизнено важные переводы, но сложно выводить и обналичивать похищенные денежные средства. Если необходимо перевести больше 100 тысяч рублей необходимо обратиться в отделение банка с паспортом или иным документом, удостоверяющим личность. Ограничение не коснется платежей в адрес юридических лиц, человек сможет оплачивать покупки в магазинах (маркетплейсах) и коммунальные услуги.
Как не стать дроппером случайно? Иногда граждане не знают, что являются соучастниками преступной схемы. Чтобы защитить себя: - не передавайте свои банковские карты посторонним лицам - не переводите денежные средства по просьбе незнакомых людей - не предоставляйте никому доступ к своему онлайн-банку - не переводите ошибочно поступившие вам денежные средства – обратитесь в банк и сообщите об указанном случае.
Что делать, если вашу банковскую карту заблокировали по ошибке? - обратитесь в свой банк с заявлением, ваше обращение направят в Банк России не позднее следующего рабочего дня - отправьте заявление в Банк России через Интернет-приёмную, укажите тему письма «Информационная безопасность».
С 1 января 2026 года вносятся изменения в правила рассмотрения апелляционных жалоб в гражданском судопроизводстве
Федеральным законом от 01.04.2025 № 49-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» предусмотрены следующие изменения:
- заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока нужно будет подавать в суд апелляционной инстанции.
Одновременно с подачей заявления должно быть совершено необходимое процессуальное действие (подана жалоба, представлены документы), в отношении которого пропущен срок;
- суд рассмотрит указанное заявление в пятидневный срок со дня его поступления без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле;
- до истечения срока обжалования лица, участвующие в деле, вправе представить возражения относительно апелляционной жалобы в суд первой инстанции, а по истечении срока обжалования - в суд апелляционной инстанции;
- нельзя будет обжаловать определение о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи апелляционной жалобы.
Определение об отказе в восстановлении пропущенного процессуального срока можно будет обжаловать в кассационный суд общей юрисдикции, кассационный военный суд. Указанные изменения вступают в законную силу с 1 января 2026 года.
Основания лишения и ограничения родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, а также отобрания ребенка у родителей
Семейным законодательством установлен принцип приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних членов семьи. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей, при этом за осуществление родительских права в ущерб правам или в противоречие интересам детей родители несут ответственность, в том числе в виде ограничения или лишения родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей.
Статьей 69 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания лишения и ограничения родительских прав в отношении несовершеннолетних детей:
- уклонение от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
- отказ без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома (отделения) либо из иной медицинской организации, образовательной организации, организации социального обслуживания или из аналогичных организаций;
- злоупотребление своими родительскими правами;
жестокое обращение с детьми, в том числе осуществление физического или психического насилия над ними, покушение на их половую неприкосновенность;
- являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
совершение умышленного преступления против жизни или здоровья своих детей, другого родителя детей, супруга, в том числе не являющегося родителем детей, либо против жизни или здоровья иного члена семьи.
Лишение родительских прав производится в судебном порядке (ст. 70 Семейного кодекса РФ). Право на инициирование в судебном порядке вопроса о лишении родительских прав имеют:
- один из родителей или лицо, его заменяющий;
- прокурор;
- органы или организации, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другие).
Дела о лишении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства. Юридическими последствиями лишения родительских прав является утрата всех прав, основанных на факте родства с ребенком, в отношении которого они были лишены родительских прав, в том числе право на получение от него содержания, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.
При этом, лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанности содержать своего ребенка, то есть от алиментных обязательств. Вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них), лишенных родительских прав, решается судом при рассмотрении дела о лишении родительских прав.
При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органа опеки и попечительства.
В случае, если родители изменили поведение, образ жизни и (или) отношение к воспитанию ребенка, они могут быть восстановлены в родительских правах (ст. 72 Семейного кодекса РФ). Восстановление в родительских правах осуществляется в судебном порядке по заявлению родителя, лишенного родительских прав.
Ответственность за поджог травы
Согласно статьи 8.32 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов с нарушением требований правил пожарной безопасности на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 4 тысяч рублей.
За уничтожение или повреждение лесных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем предусмотрена уголовная ответственность. Согласно статье 261 Уголовного кодекса Российской Федерации злоумышленнику будет грозить до 3 лет лишения свободы.
Получение налогового вычета на лечение детей
Федеральным законом от 08.08.2024 № 259-ФЗ внесены изменения в подпункт 3 пункта 1 статьи 219 Налогового Кодекса Российской Федерации, которая регулирует вопросы социальных налоговых вычетов.
Получить социальный налоговый вычет можно в сумме расходов на оплату медицинских услуг, оказанных подопечным и детям (в том числе усыновленным), признанным судом недееспособными, и в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных таким лицам лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств. Вычет распространяется на всех недееспособных детей независимо от возраста. Основной способ получения вычета – обращение в налоговый орган по месту жительства.
Для этого необходимо заполнить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ; подготовить комплект подтверждающих документов (справки об оплате медицинских услуг, уплате страховых взносов); представить декларацию вместе с документами в налоговый орган по месту жительства в любое время в течение трех лет по окончании года, в котором были произведены расходы на лечение или приобретение медикаментов.
По представленной декларации и документов налоговый орган проводит проверку сроком до трех месяцев, по результатам которой возвращает сумму излишне уплаченного налога.
Существует упрощенный способ получения социального налогового вычета – через работодателя, для этого необходимо:
подготовить комплект подтверждающих документов (справки об оплате медицинских услуг, уплате страховых взносов) и представить их в налоговый орган по месту жительства вместе с заявлением о подтверждении права на социальный вычет; также документы можно направить в электронном виде посредством интернет-сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц»;
не позднее 30 календарный дней со дня представления заявления налоговый орган информирует о результатах рассмотрения заявления и представляет работодателю уведомление о подтверждении права на вычет; итоговый шаг – обращение к работодателю с заявлением о предоставлении социального налогового вычета в произвольной форме;
Получение социального налогового вычета у работодателя возможно до окончания календарного года, в котором произведены расходы на лечение и (или) приобретение медикаментов.
Способы возмещения ущерба по некоторым преступлениям, совершенным с использованием информационно-телекоммуникационных технологий
В настоящее время имеются случаи похищения денежных средств путем их перевода на банковские счета третьих лиц, которые отрицают свою причастность к совершению преступлений, и в ходе допросов сообщают об утрате банковских карт, либо об их оформлении и дальнейшей передаче за денежное вознаграждение третьим лицам.
Вместе с тем, в настоящее время сформировалась судебная практика по взысканию неосновательного обогащения.
Потерпевшему необходимо обратиться в суд с исковым заявлением к непосредственному владельцу счета, на который потерпевший перечислил денежные средства.
Так, согласно положениям ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Правила, предусмотренные главой 60 указанного кодекса, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли. При этом обязанность доказать то, что денежные средства или иное имущество получены обоснованно и неосновательным обогащением не являются, возлагается на ответчика.
В случаях, установленных ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а именно, если потерпевший по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, иск в порядке гражданского судопроизводства может быть предъявлен прокурором.
Договор дарения недвижимого имущества подлежит нотариальному удостоверению
Федеральным законом от 13.12.2024 № 459-ФЗ внесены изменения в ст.574 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которым договор дарения недвижимого имущества, заключенный между гражданами, подлежит нотариальному удостоверению.
В этой связи, любые договоры дарения недвижимости между физическими лицами нужно заверять у нотариуса.
Изменения вступили в силу с 13.01.2025.
Уголовная ответственность за пропаганду наркотиков
С 1 сентября 2025 года введена уголовная ответственность за пропаганду незаконного оборота и потребления наркотиков. В этой связи Федеральным законом от 08.08.2024 № 226-ФЗ Уголовный кодекс РФ дополнен новой статьей 230.3.
К уголовной ответственности могут привлечь за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет»), совершенную лицом после его привлечения к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года либо имеющим судимость за совершение аналогичного преступления.
Санкция статьи предусматривает, в том числе наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.
Введение указанной нормы направлено на обеспечение противодействия незаконному обороту наркотиков и психотропных веществ, а также их аналогов или прекурсоров.
Последствия неуплаты штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления
Статьей 46 Уголовного кодекса РФ в качестве одного из видов наказания предусмотрен штраф.
Однако в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания (за исключением случаев назначения штрафа в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки), он заменяется иным наказанием, за исключением лишения свободы.
В случае злостного уклонения от уплаты штрафа в размере, исчисляемом исходя из величины, кратной стоимости предмета или сумме коммерческого подкупа или взятки, назначенного в качестве основного наказания, штраф заменяется наказанием в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РФ. При этом назначенное наказание не может быть условным.
Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф без рассрочки в течение 60 календарных дней со дня вступления приговора в законную силу или первую часть штрафа с рассрочкой выплаты в этот же срок либо оставшиеся части штрафа не позднее последнего дня каждого последующего месяца.
Принят закон, направленный на противодействие телефонному мошенничеству и мошенничеству, совершаемому с использованием сети "Интернет"
Принят Федеральный закон от 01.04.2025 N 41-ФЗ "О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Федеральным законом предусмотрено создание государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий (далее – информационная система).
В государственной информационной системе осуществляется хранение полученной информации о лицах, совершивших противоправные действия с использованием сети связи общего пользования, в том числе информации об абонентских номерах, используемых в целях совершения противоправных действий с использованием сети связи общего пользования.
Кредитная организация, предоставившая клиенту платежную карту, до выдачи наличных денежных средств с банковских счетов клиента с использованием банкоматов обязана осуществить проверку на наличие признаков выдачи наличных денежных средств без добровольного согласия клиента с использованием банкоматов.
Признаки выдачи наличных денежных средств без добровольного согласия клиента с использованием банкоматов устанавливаются Банком России и размещаются на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При наличии признаков выдачи наличных денежных средств без добровольного согласия клиента с использованием банкоматов кредитная организация, предоставившая клиенту платежную карту, на 48 часов с момента направления запроса на выдачу наличных денежных средств обязана ограничить выдачу наличных денежных средств на сумму не более 50 тысяч рублей в сутки и незамедлительно уведомить клиента о причинах такого ограничения
Кредитная организация, предоставившая клиенту платежную карту, до выдачи наличных денежных средств с банковских счетов клиента с использованием банкоматов обязана осуществить проверку на наличие признаков выдачи наличных денежных средств без добровольного согласия клиента с использованием банкоматов.
Признаки выдачи наличных денежных средств без добровольного согласия клиента с использованием банкоматов устанавливаются Банком России и размещаются на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При наличии признаков выдачи наличных денежных средств без добровольного согласия клиента с использованием банкоматов кредитная организация, предоставившая клиенту платежную карту, на 48 часов с момента направления запроса на выдачу наличных денежных средств обязана ограничить выдачу наличных денежных средств на сумму не более 50 тысяч рублей в сутки и незамедлительно уведомить клиента о причинах такого ограничения
Кредитная организация обязана ограничить выдачу наличных денежных средств с использованием банкоматов на сумму не более 100 тысяч рублей в месяц, если от Банка России получена информация, содержащаяся в базе данных о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств без добровольного согласия клиента, формирование и ведение которой осуществляются Банком России, которая содержит сведения, относящиеся к клиенту и (или) его электронному средству платежа, на период нахождения сведений в указанной базе данных.
Работникам кредитных организаций запрещается использование принадлежащих иностранным юридическим лицам и (или) иностранным гражданам информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, которые предназначены и (или) используются для обмена электронными сообщениями исключительно между пользователями этих информационных систем и (или) программ для электронных вычислительных машин, при котором отправитель электронного сообщения определяет получателя или получателей электронного сообщения и не предусматривается размещение пользователями информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" общедоступной информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", для информирования клиентов - физических лиц.
Федеральный закон вступив в силу с 01.06.2025 (за исключением отдельных положений).
Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности
Коррупционное преступление - это умышленное деяние должностного лица с использованием своих служебных полномочий (либо отступление от своих служебных обязанностей), совершаемое из корыстных мотивов, направленное на получение выгоды, имущества, услуг имущественного характера, имущественных прав или незаконного предоставления определенных преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.
К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, имеющие все перечисленные ниже признаки:
1) наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния, к которым относятся должностные лица, указанные в примечаниях к ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации; лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, указанные в примечаниях к ст. 201 Уголовного кодекса Российской Федерации;
2) связь деяния со служебным положением субъекта, отступление от его прямых прав и обязанностей;
3) обязательное наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);
4) совершение преступления только с прямым умыслом.
Ответственность за взяточничество (ст.ст. 290, 291, 291.1, 291.2 Уголовного кодекса Российской Федерации) и иные коррупционные преступления (в частности, предусмотренные ст.ст.159, 160, 184, 200.5, 204, 204.1, 204.2, 292, 304 Уголовного кодекса Российской Федерации) зависит от категории преступления, наличия тех или иных квалифицирующих признаков, смягчающих и отягчающих обстоятельств, дальнейшего поведения и позиции лица, совершившего преступление (правонарушение).
Так, за совершение мелкой взятки предусмотрены наказания от штрафа в размере до 200 000 рублей до лишения свободы на срок 1 год, в то время как, например, за получение взятки должностным лицом за незаконные действия (бездействие) в особо крупном размере с вымогательством взятки может быть назначено наказание, начиная от штрафа в размере 5 000 000 рублей вплоть до лишения свободы на срок от 8 до 15 лет.
При наличии условий, указанных в ч. 3 ст. 47 Уголовного кодекса Российской Федерации, виновному в совершении коррупционного преступления лицу назначается дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления в данной сфере лицо может быть лишено специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Такой вид наказания может быть назначен независимо от того, предусмотрен ли он санкцией уголовного закона, по которому квалифицированы действия осужденного.
Кроме того, за деяния, обладающие признаками коррупции, предусмотрена конфискация имущества на основании положений ст. 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с примечаниями к ст.ст. 291, 291.1, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, совершившее указанные преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», освобождение от уголовной ответственности за совершение указанных преступлений возможно при выполнении двух обязательных условий: добровольного сообщения о совершенном преступлении и активного способствования раскрытию и (или) расследованию преступления. При этом не может признаваться добровольным заявление о преступлении, сделанное лицом в связи с его задержанием по подозрению в совершении этого преступления.
Порядок обжалования судебного приказа
В соответствии с частью 2 статьи 126 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебный приказ выносится без вызова взыскателя и должника и проведения судебного разбирательства.
Согласно статье 128 ГПК РФ судья в пятидневный срок со дня вынесения судебного приказа высылает его копию должнику, который в течение десяти дней со дня получения приказа имеет право представить возражения относительно его исполнения.
В силу положений статьи 129 ГПК РФ судья отменяет судебный приказ, если от должника в установленный законом срок относительно его исполнения поступят возражения.
Прокурор имеет процессуальное право на обращение в вышестоящие суды с представлением о пересмотре таких судебных постановлений только по делам, в рассмотрении которых он участвовал, либо по делам, которые в силу закона должны рассматриваться с его участием. Процессуальные полномочия по обжалованию судебных приказов у него отсутствуют (статьи 45, 320 и 376 ГПК РФ).
Таким образом, гражданин вправе самостоятельно подать в срок, установленный статьей 128 ГПК РФ, возражения мировому судье судебного участка относительно законности и обоснованности судебного приказа. В том случае, если указанный срок был пропущен, он праве подать мировому судье с возражениями относительно исполнения судебного приказа ходатайство о восстановлении срока для их подачи.
При непредставлении должником возражений в десятидневный срок судебный приказ вступает в законную силу и может быть обжалован в кассационном порядке во Второй кассационный суд общей юрисдикции (статьи 376-378 ГПК РФ).
Нарушение установленного порядка подачи кассационной жалобы не является основанием для ее возвращения. В этом случае судья кассационного суда общей юрисдикции в целях выявления оснований для пересмотра по правилам кассационного производства судебного приказа вправе истребовать дело у мирового судьи, принявшего оспариваемый судебный приказ.
Ограничение свободы как вид уголовного наказания
Наказание в виде ограничения свободы предусмотрено статьей 53 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Этот вид наказания заключается в установлении судом осужденному определенных ограничений. Обязательным является установление ограничения на изменение места жительства или пребывания и на выезд на пределы соответствующего муниципального образования без согласия государственного органа, осуществляющего надзор за отбыванием осужденными наказания.
Государственным органом, осуществляющим надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, является уголовно-исполнительная инспекция.
Также судом на осужденного могут быть возложены ограничения:
- не уходить из места постоянного проживания (пребывания) в определенное время суток,
- не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования,
- не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях,
- не изменять место работы и (или) учебы без согласия уголовно-исполнительной инспекции, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Не применяется данный вид наказания в отношении военнослужащих, иностранцев и лиц без гражданства, а также лиц, не имеющих места постоянного проживания на территории Российской Федерации.
Ограничение свободы назначается на срок от 2 месяцев до 4 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6 месяцев до 2 лет в качестве дополнительного вида наказания к принудительным работам или лишению свободы, когда этот вид наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи Уголовного кодекса Российской Федерации.
Законодателем предусмотрен механизм обеспечения надзора за исполнением указанного вида наказания.
В случае нарушения осужденным порядка и условий отбывания наказания в виде ограничения свободы, а также при наличии иных обстоятельств, свидетельствующих о целесообразности дополнения ранее установленных осужденному ограничений, в период исполнения приговора уголовно-исполнительная инспекция вправе обратиться в суд с представлением о дополнении ранее установленных ограничении.
В случае злостного уклонения осужденного от отбывания ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может заменить неотбытую часть наказания принудительными работами или лишением свободы из расчета 1 день принудительных работ за 2 дня ограничения свободы или 1 день лишения свободы за 2 дня ограничения свободы.
Ответственность за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности
Статьей 13.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за распространение владельцем аудиовизуального сервиса информации, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалов, публично оправдывающих терроризм, или других материалов, призывающих к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 20.3 (пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики), 20.3.1 (возбуждение ненависти либо вражды) и 20.29 (производство и распространение экстремистских материалов) КоАП РФ.
Установлено наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от 50 000 до 100 000 рублей; на должностных лиц — от 200 000 до 400 000 рублей; на юридических лиц — от 600 000 до 1 миллиона рублей.
Согласно Федеральному закону от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под владельцем аудиовизиуального сервиса понимается владелец сайта, страницы сайта в сети «Интернет», информационной системы, программы для электронных вычислительных машин, которые используются для формирования, организации распространения в сети «Интернет» совокупности аудиовизуальных произведений, доступ к которым предоставляется за плату и (или) при условии просмотра рекламы, направленной на привлечение внимания потребителей, находящихся на территории Российской Федерации, и доступ к которым в течение суток составляет более ста тысяч пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации.
Дела об административных правонарушения, предусмотренных ст. 13.37 КоАП РФ рассматривают органы, осуществляющие функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Ответственность за публичную дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации
Административная ответственность за публичную дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации, а равно государственных органов, добровольческих формирований и войск национальной гвардии, предусмотрена статьей 20.3.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Публичная дискредитация включает размещение в сети Интернет информации, направленной на лишение доверия и подрыв авторитета Вооруженных Сил.
Такие правонарушения наказываются штрафом, размер которого для граждан определен от 30 до 50 тысяч рублей.
В случае, если такая дискредитация сопряжена с призывами к проведению несанкционированных публичных мероприятий, а равно создает угрозу массового нарушения общественного порядка или иных тяжких последствий, размер штрафа для граждан составит от 50 до 100 тысяч рублей.
Повторное в течение года размещение в сети Интернет дискредитирующих Вооруженные Силы материалов лицом, привлеченным к ответственности по ст. 20.3.3 КоАП РФ, влечет уголовную ответственность по ст. 280.3 Уголовного кодекса Российской Федерации. Наказание предусмотрено от штрафа в размере 100 тысяч рублей до лишения свободы на срок до 5 лет, а в случае, если это привело к смерти граждан, массовому нарушению общественного порядка или иным опасным последствиям, срок лишения свободы может составить до 7 лет.
Наиболее строгая ответственность предусмотрена статьей 207.3 Уголовного кодекса Российской Федерации за распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил. Минимальное наказание за такое деяние предусмотрено в виде штрафа в размере от 700 тысяч рублей, а максимальное в виде лишения свободы на срок до 5 лет.
Если распространение ложной информации повлекло тяжкие последствия, срок лишения свободы составит от 10 до 15 лет.
Ответственность за такие деяния наступает с 16-летнего возраста.
Уголовная ответственность за умышленное уничтожение чужого имущества по политическим и иным мотивам
Федеральным законом от 28.02.2025 № 31-ФЗ внесены дополнения в часть 2 статьи 167 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающие уголовную ответственность за умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, повлекшее причинение значительного ущерба и совершенное по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту его принятие обусловлено распространенностью во многих регионах России случаев уничтожения и повреждения имущества граждан и организаций, выражающих публичную поддержку проведению специальной военной операции.
По данным МВД России отмечен рост преступлений, в том числе связанных с повреждением имущества путем поджогов различных объектов инфраструктуры. Ранее действия по умышленному уничтожению и повреждению чужого имущества по указанным мотивам квалифицировались по части 1 статьи 167 Уголовного кодекса Российской Федерации, по которой максимальное наказание могло составить до 2 лет лишения свободы.
В новой редакции за совершение криминального деяния грозит наказание в виде 5 лет принудительных работ или лишение свободы на тот же срок.
Закон вступил в силу 11 марта 2025 года.
Ужесточена административная ответственность за распространение персональных данных
Утечка персональных данных – это опасная ситуация, она открывает широкие возможности для злоумышленников, которые используют полученную информации в преступных схемах. Это и фишинговые атаки, и оформление кредитов на чужое имя и шантаж, основанный на доступе к личной переписке или компрометирующим материалам.
С 30 мая 2025 года операторам персональных данных грозят крупные штрафы по КоАП РФ за действия (бездействие), из-за которых произошла незаконная передач этих сведений. Начнут применяться более строгие наказания за непредставление Роскомнадзору ряда уведомлений. Так, с указанной даты начнет действовать Федеральный закон от 30.11.2024 № 420-ФЗ, ужесточающий административную ответственность за нарушения в сфере персональных данных.
За обработку персональных данных в случаях, не предусмотренные законодательством, либо их обработку несовместимую с целями их сбора предусмотрена административная ответственность по ч.ч. 1, 1.1 ст. 13.11 КоАП РФ. К примеру, максимальное финансовое наказание за незаконную обработку персональных данных для юридических лиц при повторном нарушении достигает 500 000 руб., что превышает прежние штрафные пределы более, чем в 1,5 раза. Для должностных лиц верхняя планка санкций возросла в 4 раза, до 200 000 руб.
Операторы персональных данных несут ответственность за несвоевременное уведомление Роскомнадзора о фактах утечки таких данных. Если уведомление предоставлено позднее, чем через 24 часа, оператору грозит штраф от 50 000 руб до 3 млн руб. Также введены штрафы за неуведомление Роскомнадзора о намерение осуществлять обработку персональных данных и за действия оператора, повлекшие неправомерное их распространение (ч.ч. 10-14, 16-17 ст. 13.11 КоАП РФ).
Законом предусмотрено ужесточение ответственности для индивидуальные предпринимателей за нарушения в данной сфере (ч.ч. 1.1 и 8-18 ст. 13.11 КоАП РФ). Теперь предприниматели будут нести такую же ответственность, как и юридические лица. В большинстве ситуаций штраф для предпринимателя станет существенно выше, чем раньше.
Более того, новые изменения в КоАП РФ также определяют перечень отягчающих обстоятельств, которые будут учитываться при назначении наказания за повторные нарушения требований законодательства в части обработки персональных данных (в ч.ч. 15, 18 ст. 13.11 КоАП РФ). Так, за игнорирование требования уполномоченных органов прекратить противоправные действия – при условии, что нарушитель продолжал их допускать (п. 1 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ), а также повторность правонарушения – если лицо на момент совершения нового нарушения (или на момент вынесения решения по делу) уже привлекалось к административной ответственности по ч. 1-11 ст. 13.11 КоАП РФ или по ст.ст. 13.6, 13.12 КоАП РФ, будет служить основанием для назначения более строгого наказания.
Установлен запрет размещения рекламы на сайтах экстремистских организаций
С 1 сентября 2025 года вступит в силу Федеральный закон от 07.04.2025 № 72-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и Федеральный закон «О рекламе».
Поправками устанавливается запрет на распространение рекламы на информационных ресурсах иностранной или международной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации, общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» или Федеральным законом «О противодействии терроризму».
Предусматривается ответственность рекламодателей и рекламораспространителей за нарушение запрета на рекламу на персональных страницах, объём аудитории которых составляет более 10 тысяч пользователей и сведения о которых не включены в перечень персональных страниц, ведение которого осуществляет федеральный орган исполнительной власти.
Нарушение законодательства о рекламе влечет административную ответственность по ст. 14.3 КоАП РФ в виде штрафа: для граждан в размере до 2,5 тыс. рублей, для должностных лиц – до 20 тыс. рублей, для юридических лиц – до 500 тыс. рублей.